Главная » Статьи » Мои статьи

Учебные ситуации на уроках биологии

Учебные ситуации на уроках биологии

В основе многих школьных проблем – неумение школьников читать. Признанный авторитет в вопросах читательской грамотности Ковалёва Г. С. уточняет: «Дети умеют читать. Они не умеют понимать прочитанное».  Биология относится к устным предметам, где очень важным является и умение читать, и умение понимать прочитанное. Но не всегда у детей появляется желание читать те учебники, по которым они обучаются в школе. Большой объем информации, сложный научный стиль, изобилие терминов – все это «отпугивает» детей  и на самых ранних этапах изучения биологии не стимулирует к познавательной  деятельности. Вопросы и задания после изученного материала предназначены для того, чтобы учитель имел возможность понять, насколько учащиеся поняли предметное содержание. Большинство из них не заинтересовывают детей и выполняются ими только потому, что «так сказал учитель». В такой ситуации, когда «верхи»  (учителя) не могут мотивировать на выполнение заданий, а «низы» (учащиеся) не хотят  выполнять подобные задания, на помощь приходят  учебные ситуации. Учебная  ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя: 1) обнаруживают предмет своего действия; 2) исследуют его, совершая разнообразные учебные действия; 3) преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.; 4) частично запоминают.

На уроках биологии я предлагаю учащимся решить следующие учебные  ситуации.
1. «Взгляд изнутри». Установлено, что цитоплазма движется. Вместе с ней передвигаются и пластиды – многочисленные мелкие тельца различной окраски. Представь, что пластиды – это «лодки», ты находишься в одной из них и «плывешь» по клетке. Опиши в пяти предложениях, что ты видишь вокруг себя, «плывя»  на пластиде. В каждом предложении должно быть указано название одного органоида клетки  и описание его признака.
   Образец: Повсюду встречается множество мелких вакуолей.
2. Представь, что ты оказался внутри  клетки в момент ее деления. Опиши в восьми  предложениях те изменения, которые происходят в клетке.
3.  Ты – портной. У тебя есть покровные, механические, проводящие, основные и образовательные ткани. Из каких тканей ты «сшил» бы корень (стебель, лист) растения? Объясни выбор каждой ткани. Свой ответ оформи в виде таблицы:

Вид ткани

Почему я ее выбрал?

 

 

4. Мы живем на Урале в небольшом городке, который со всех сторон окружен лесами. К нам на лето приезжают отдыхать много городских ребят. Они очень любят собирать грибы. Составь памятку городским жителям о правилах сбора грибов. В памятку включи не менее пяти пунктов.
5. Плодовые тела грибов-дождевиков могут достигать огромных размеров. Находили грибы-дождевики диаметром до 2 м. Но чаще встречаются до 35 см в диаметре и массой около 10 кг. Какова плотность гриба-дождевика? Сможешь ли ты принести домой гриб, диаметром 50 см? (Задание для тех, кто в 5 классе изучал пропедевтический курс «Физика. Химия»).
6. Шестиклассники задумали создать в своем кабинете живой уголок – завести животных. Деньги на их покупку решили заработать продажей семян, ведь на их пришкольном участке растут различные овощи: огурцы, помидоры, кабачки, капуста, морковь, перец, баклажаны, свекла, тыква, редис, бобы, горох, брюква, фасоль, редька. Семена каких растений они смогут продать в этом году?

Какую долю на уроке должны составлять задания на решение жизненно значимых задач? Идеально – 100%, реально – 50%.
 

Категория: Мои статьи | Добавил: elenayakusheva (07.02.2015)
Просмотров: 1324 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar